Ассоциация саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение организаций архитектурно-строительного проектирования»


Пояснительная записка к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

Законопроект направлен на устранение ряда выявленных в правоприменительной практике пробелов при осуществлении деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и Национальных объединений таких саморегулируемых организаций.

Так, законопроектом предлагается возложить на саморегулируемые организации обязанность по постоянному хранению документов, подаваемых для выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и внесений изменений в свидетельства, поскольку в настоящее время такая обязанность нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена. Вместе с тем наличие таких документов является важным для оценки соблюдения саморегулируемыми организациями требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обобщение практики деятельности саморегулируемых организаций показало, что решение о приеме в члены СРО и о выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с целью обеспечения коллегиальности принятия такого решения необходимо отнести к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. В настоящее время многими саморегулируемыми организациями указанные полномочия отнесены к компетенции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций, что, как правило, приводит к злоупотреблениям.

Нормы действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации не обеспечивают в полном объеме информационную открытость деятельности саморегулируемых организаций. В этой связи законопроектом вводится обязанность размещать на сайте саморегулируемой организации все документы, принимаемые общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, а также протоколы таких собраний и заседаний. Одновременно устанавливается запрет на платность получения информации и на ограничение доступа на сайте саморегулируемой организации к сведениям, содержащимся в реестре членов саморегулируемой организации. Также закрепляется норма о необходимости указания номера свидетельства о допуске в реестре членов саморегулируемой организации, что позволит наиболее эффективно осуществлять контроль за деятельностью как членов саморегулируемых организаций, так и за самими саморегулируемыми организациями при выдаче свидетельства о допуске к работам.

Установление минимального количества членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (в области инженерных изысканий и подготовки проектной документации – 5 человек, для строительных саморегулируемой организации – 11 человек) вызвано, с одной стороны, необходимостью повышения активной роли участия в деятельности саморегулируемой организации самих членов, с другой стороны – повышением объективности принимаемых решений органами управления саморегулируемых организаций.

Еще одной новеллой законопроекта является наделение органа надзора за саморегулируемыми организациями правом по обращению в суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организации в случае несоблюдения саморегулируемой организацией установленных требований к выдаче свидетельства о допуске, что было упущено при введении системы саморегулирования в строительной отрасли. В целях устранения споров по подсудности рассмотрения дел об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, законопроект определяет, что такие дела рассматриваются по месту нахождения истца – уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Федеральным законом от 07.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был введен пункт 21 части 3 статьи 5521, предусматривающий наделение Всероссийского съезда саморегулируемых организаций исключительным правом по избранию президента Национального объединения саморегулируемых организаций. При этом указанной нормой введены ограничения для лица, которое может быть избрано президентом Национального объединения саморегулируемых организаций, в части избрания на срок не более двух лет и запрета занимать эту должность второй срок подряд. Поскольку для избрания президента Национального объединения саморегулируемых организаций требуется квалифицированное большинство голосов саморегулируемых организаций, что обеспечивает открытость и демократичность принимаемого решения, законопроектом предлагается исключить ограничение на количество сроков занятия указанной должности.

Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вызвано необходимостью установления административной ответственности должностных лиц саморегулируемой организации за несоблюдение вводимых законопроектом требований.

Нормы, включенные в законопроект, были рассмотрены и одобрены на заседаниях Координационного совета по взаимодействию с Национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства при Министерстве регионального развития Российской Федерации 31 октября 2011 г. и 7 февраля 2012 г.

Принятие законопроекта позволит повысить открытость и прозрачность деятельности саморегулируемых организаций.