Опубликован закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ, вносящий масштабные изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ направлен на улучшение состояния контрактной системы путем исключения избыточных и устаревших требований, а также максимальной автоматизации выполняемых процедур и внедрения электронного документооборота.

Сокращается количество конкурентных способов закупок

Заказчики будут применять только следующие конкурентные способы проведения закупок: открытые и закрытые электронные конкурсы; открытые и закрытые электронные аукционы; электронный запрос котировок. Из прежнего перечня исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений. Добавлены положения, определяющие:

  • случаи, в которых заказчик обязан или имеет право определять поставщика путем проведения аукциона;
  • правила определения победителей конкурсов, аукционов, запросов котировок;
  • случаи, в которых можно выбрать поставщика с помощью запроса котировок;
  • порядок применения закрытых конкурентных способов;

Расширен список случаев закупки у единственного поставщика.

Вводится универсальная предварительная квалификация по конкурентным процедурам закупки

Участники должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта за последние 3 года, если начальная (максимальная) цена контракта (далее НМЦК) составит 20 млн. руб. и более. Цена исполненной сделки должна будет составлять не менее 20% НМЦК, можно представлять договоры с учетом правопреемства.

Изменились требования к участникам закупки

Не может быть участником закупок офшорная компания (это требование существует в настоящее время), а так же компании, в составе учредителей или членов корпоративного юрлица которых есть офшорные компании. Из числа участников исключаются акционерные общества, в которых офшорным компаниям принадлежат более 10% голосующих акций.

Заказчик устанавливает к участникам единые и дополнительные требования. Единые требования прописываются в обязательном порядке, дополнительные – только когда объект закупки входит в правительственное постановление. Требования относятся ко всем участникам без исключения.

Внесены изменения в статью «Общественное обсуждение закупок»

Необходимо будет проводить обсуждение всех закупок с НМЦК от 2 млрд. руб. и выше за исключением осуществляемых с применением закрытых способов и в рамках гособоронзаказа. Участвовать в обсуждении имеют право любые юридические или физические лица. Они могут размещать в ЕИС (после регистрации) предложения и замечания, на которые заказчик должен предоставить мотивированные ответы в течение 2 рабочих дней.

Устанавливаются единые требования к содержанию извещения, прилагаемой документации, срокам размещения

В состав извещения должны входить следующие электронные документы: описание объекта закупки; обоснование НМЦК; требования к содержанию и составу заявки; порядок рассмотрения и оценки заявок; проект контракта; перечень дополнительных требований при осуществлении отдельных видов закупок.

Изменены положения об обеспечении заявок.

Термин «банковская гарантия» заменен на «независимая гарантия». В соответствии со ст. 45 федерального закона № 44-ФЗ (в новой редакции):

Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:

  1. банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
  2. государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
  3. фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
  4. Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).

Также, если обеспечение предоставляется в виде денежных средств, необходимая сумма на специальном счете поставщика будет блокироваться оператором электронной площадки сразу после подачи заявки, а не после окончания приема, как было ранее. Устанавливается порядок взаимодействия операторов электронных площадок с банками, в которых открывают счета участники закупок.

Вводится электронный документооборот на всём жизненном цикле закупки.

Правительство РФ утвердит единые формы документов, размещаемых в ЕИС, и порядок их публикации. Соглашение об изменении и расторжении контракта нужно будет составлять в электронном виде в ЕИС. Вводятся новые механизмы защиты участников закупок от применения санкционных мер - в ЕИС будет осуществляться обмен электронными документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Информация, размещенная в ЕИС, должна храниться не менее 6 лет.

Федеральным законом предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений начиная с 1 января 2022 г. и по 1 июля 2023 г.

СкачатьФедеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ (18,3 МБ)